СЕССИЯ

Сессия. Существует ли какое другое слово, при произнесении которого в душе и теле студента поднимается такая буря - нервный холодок, мгновенно поразив сознание и вызвав секундный паралич, тихо замирает где-то в области пяток; внутренности, также пришедшие в движение и не желая возвращаться на отведенные им Матерью-Природой места, исследуют потаенные уголки организма; мозги старательно отбиваются от нанесенного удара, не желая признавать, что ЭТО наконец случилось и теперь придется выдержать вторую волну. После прошедшего столбняка расплющенные одним словом мозги старательно выдают тебе все - ты живешь одновременно в пяти-десяти состояниях, вспоминая все экзамены сразу и сдавая все экзамены будущего, переживая все халявные пятерки и честно заслуженные двойки, отвечая на дополнительные вопросы по давно забытым предметам и гадая, что значит название предмета текущего. При всем при этом никогда еще не застать студента во всей полноте проявляемых им эмоций, кроме как при обсуждении сессий - он готов одновременно плакать и смеяться, бояться и торжествовать, переживать бессонные ночи до и такие же бессонные, но уже пьяные ночи после, ностальгировать, с надеждой или тревогой смотреть в будущее, и самое главное - рассказывать, рассказывать, рассказывать: Не упускайте случай - ничто так быстро не приоткрывает человека, как сконцентрированный эмоциональный заряд, вылившийся на вас, за какие-нибудь пять минут. Откуда такие яркие образы? Конечно, все дело в ней - в Сессии. Попробуем разобраться в этом предмете более подробно, сделав общие выводы и рассмотрев имеющиеся (пока) образцы.

Сессии бывают разные. Основное деление - на летние и зимние. О, как заблуждаются те, кто считают, что это различие несущественно! Напротив, скажем мы, именно этот факт предопределяет очень многое - от стратегии подготовки до, зачастую, результатов экзаменов. Начиная с того, что настроение зимой и летом бывает разное - а это, на мой взгляд, вообще единственный определяющий фактор. Летние обычно приятнее - погоды стоят хорошие, подготовку можно совмещать с прогулками по зеленым зонам, а после экзамена поехать дружной толпой в окрестность какого-нибудь водоема - так что к началу каникул желание отправиться на край света существенно превышает желание проспать две недели, которое доминирует на зимних каникулах. Но сдаются обычно хуже. Зимние, конечно, располагают к долгому кропотливому ботанию, погружению себя в условия "честной" сдачи экзаменов - но и состояние от всего этого "не в восторге", хотя уровень знаний несколько выше, что обеспечивает в среднем неплохие результаты. Праздники и сложность "оторваться по-зимнему" в теплую зиму вносят в блестящие планы некоторые коррективы - летом с этим проще. Хотя я знаю людей, которые говорят, что на самом деле все по-другому (как и по любому вопросу). Вот и ощущение сессии - такая штука, настраивается индивидуально.

Пойдем дальше. Определив глобальный контекст, спустимся немного пониже - и узнаем страшную новость - сессии на самом деле ходят парами! Они даже так и называются зачетная и экзаменационная. Суть такова, что в экзаменационную сдается заранее определенное число экзаменов, которые обычно известны с начала семестра (ну, в середине), которыми все стращают и к которым, конечно же, готовят. Причем у этой сессии, как и у любого порядочного дракона, не меньше трех голов, а в иной раз до шести-семи, но и поведение известное - экзамены сдаются в строго отведенные часы в строго отведенных местах. Перед каждым экзаменом уж точно есть несколько дней (как повезет, 3-7, а если есть "окна" - сданные досрочно экзамены - то до двух недель), когда можно выспаться и заняться только этим предметом. Ну а за три дня, а если их еще и пять! Можно горы свернуть или хотя бы написать хорошие бомбы. Если ты чего-то не сдаешь, опять же, нервов и проблем это особо не прибавляет - просто не дорубил одну голову (но подрубил) - пересдача будет не очень скоро, и тебе также дадут время. Плюс к этому обычно что-то в голову уже запало и зачастую там осталось, что существенно поможет во второй и т.п. раз. В то время как зачетная: многие говорят - что там зачеты: по ним нельзя получить ничего плохого (в смысле испортить диплом тройкой или четверкой - кому как (не) нравится), рано или поздно ты его все равно получишь, да и спрашивают там обычно гора-аздо халявнее. Все это, конечно, святая правда. Но есть и другая сторона - дело в том, что удачно закрученный вихрь зачетной сессии способен сбить с пути к хорошим экзаменам и не самого слабого студента, выпив все соки еще до наступления главных испытаний - где они как раз и понадобятся. Зачетная сессия олицетворяет собой классического дракона - после отрубания головы у него, как правило, она отрастает обратно, а то еще парочка в придачу.

А все потому, что зачетная сессия - огромный ком вываливающихся проблем, которые абсолютно не связанны между собой, для которых не дается почти никакого времени для подготовки, и которые не отстанут, пока ты их не решишь. Только легально можно сдавать зачет три-четыре раза, а бывают затяжные варианты - до семи. Если прибавить к этому еще тот факт, что на старших курсах зачеты нередко становятся мини-экзаменами по теории - в отличие от младших курсов, где для зачета нужно решать задачи, и уж этому искусству грех не научиться в семестре - то получается та же экзаменационная сессия, только удвоенная по сложности и сжатая по времени раза в три. А если еще не дай Бог где-то ошибешься, то вынужден будешь сдавать все тот же незнакомый предмет дня эдак через два - сдав еще парочку. Конечно, времени особо познакомиться уже не будет. К примеру, на кафедре СА на третьем курсе милостивые преподаватели стараются начинать зачетную сессию с начала декабря (при официальной дате 20 декабря) - потому что сдать положенные десять зачетов при ином развитии событий было бы несколько ... хм-м ... затруднительно. Но все равно ощущение такое, что за один вечер приходится учить семестровый курс по довольно забубенному предмету. И прибавьте сюда все еще продолжающуюся учебу по основным предметам. Конечно, после этого экзаменационная сессия со всего пятью экзаменами (а то и 3-4) на месяц, нормальным сном, хорошей едой и свободным графиком покажется почти каникулами. Особого разговора требует зачет по праку - это точно лучше никогда не запускать, учить и разбирать сразу. Все-таки факультет у нас такой и это, наверное, правильно - мы сюда все-таки учиться пришли, возможно, не всему, чему нас учат, но прак безусловно должен занять лучшее место в сердце каждого студента. И, конечно, внимательнее с зачетами, где к задачам подходят уважительно - лучше набивать руку заранее, ходив на семинары хотя бы через один: К младшим курсам матана и линейки это, конечно, не относится - туда надо ходить обязательно на все и делать домашнюю работу.

Осложняет ситуацию еще и сложные отношения, в которых находятся эти все сессии - оказывается, пока не закроешь зачетную (сдать все зачеты!) и не получишь долгожданную печать в зачетку, к экзаменам не допустят. Таким образом, одни проблемы, не успев решиться, создадут другие. Хорошо на первых курсах, где предметов относительно мало и обычно то, что учишь в семестре, нужно и на экзаменах, и на зачетах, да и вообще по жизни пригождается. Зачетная сессия автоматом может неожиданно добавить неделю-другую каникул перед экзаменами. А вот на старших курсах, когда опыт сдачи экзаменов достигает заоблачных высот, лично я стал считать успешную сдачу зачетной сессии - так, чтобы в срок, распределяя силы между зачетами и подготовкой к экзаменам, да без особых нервов, да успеть отдохнуть от семестра перед продолжением, а, может быть, еще что-нибудь досрочно из экзаменов поубивать - гораздо большим искусством, нежели экзаменационную. Впрочем, на разных кафедрах ситуация бывает разная и с зачетами, и с экзаменами. Радует, что обычно и повсеместно все это кончается весьма успешно получением долгожданной печатки, а потом и сданной в учебную часть зачеткой - до следующего раза.

Пойдем еще дальше и заглянем во внутренне устройство сессии. Ну, с зачетной все понятно - сдаешь зачеты, обычно потоком по большим курсам или своим семинаристам по предметам, где предполагается экзамен. Это дело совмещается с учебой, бывают автоматы (и нередко), защитываются результаты всяких контрольных, посещаемости и личного отношения препода. По поточным курсам бывают результирующие контрольные, рефераты, что тоже может принести автомат. Как правило, попыток сдать зачет назначают две-три за десять дней от начала сессии (зимняя зачетная сессия начинается 20 декабря, летняя - 20 мая). То есть, на примере зимней сессии - до Нового Года надо получить допуск (печать о том, что, мол, сдал все зачеты и допущен к экзаменам). Если же не уложиться в эти десять дней, то могут начаться проблемы, особенно на первых курсах. Всех оставшихся студентов сливают в одну аудиторию, приглашают кучу разных преподов и называют это комиссией. Комиссий тоже бывает какое-то ограниченное число, после чего начинается индивидуальный разговор о твоем порядке обучения или не обучения на факультете. Насколько я знаю, многие ребята на первом курсе больше всего страдают на комиссии по матану, нежели от всей экзаменационной сессии. Конкретное проведение зачетов сильно зависит от преподов и предмета, отмечу только в очередной раз строгость и, я бы даже сказал, придирчивость, на первых двух курсах почти по всем предметам. Потом, видимо считается, что, раз выжил на первых курсах, то при необходимости разберешься, и ставят гораздо лояльнее. Например, по жуткому предмету "Оптимальное управление" на третьем курсе, что для меня гораздо серьезнее матана на первом курсе, оба раза я получил зачет, рассказав свой билет с ошибками и неправильно ответив на три дополнительных вопроса подряд. Так что процесс сбора зачетов очень увлекателен, а сама сессия весьма интересна, и как личное приключение, и в "лицах" - судьбами друзей-одногруппников.

Экзаменационная же сессия скучнее и масштабнее. Основное деление экзаменов на общие, поточные (до третьего курса все такие) и кафедральные - по предметам, которые изучает только ваша кафедра, и, возможно, смежные. На кафедральных экзаменах подход обычно очень персонифицированный, препод знает всех не только в лицо и по имени, но и статистику ответов, и посещений - это все равно, что семинарист. На поточных, как явственно следует из названия, дело поставлено на поток и отвечать, скорее всего, будешь кому-то не сильно знакомому, что иногда облегчает ситуацию, а иногда, конечно, наоборот. В любом случае, советую уделить достаточное внимание вопросу изучения состава экзаменационной комиссии, тактике и приемам каждого препода и, особенно обращая внимание на этот факт - внешнему виду преподов. Чтобы не получилось так, что, зная все про преподов и имея к каждому контрприемы, ты выбирал их наобум, тщетно пытаясь понять, кому же ты все же достался.

В деле сдачи экзаменов есть еще один тонкий момент. Это экзаменатор, который открывает аудиторию. Обычно он один открывает, принимает первую группу студентов, оформляет выдачу билетов (их номера всегда тщательно записываются, но я еще никогда не видел, чтобы кто-то это сверял) и сидит до прихода основного состава, который задерживается на час-два. Вот это-то время и есть самое плодотворное для всяких дел. Лучшее, что может сделать открывающий - уйти в соседнюю аудиторию с тихой просьбой приходить, если кто готов. Или просто уйти. Или сидеть читать газету. При совсем хорошем раскладе можно успеть сдать экзамен до начала главного розыгрыша студентов. Однако вызываться на это стоит, на мой взгляд, только если вы сильно уверены в себе или в экзаменаторе.

Ну, в заключение общей части хочется привести еще общие сведения. Что с третьего курса разрешают официально пользоваться почти любыми средствами при подготовке к ответу - иногда недолюбливают только ксероксы лекций, но это не более чем сезонная вспышка на пятнадцать минут. Что выпускают из аудитории свободно почти всегда, кроме экзамена по войне. Что пересдач совсем не надо бояться, но попадать туда надо с умом - возможно, эта тройка в дипломе будет вам гораздо чувствительнее, чем пересдача. Что лучше ответить что-нибудь, чем промолчать или сказать "не знаю". Что не надо стесняться сказать "Я забыл", но лучше добавить "но давайте порассуждаем" - если ты сообразительный и чувствуешь предмет, что-нибудь обязательно придумаешь. Что совсем не обидно, когда тебе вежливо говорят "ну, пойдите, поучите" - при близком знакомстве выясняется, что мало преподов, у кого самих не было пересдач, да и вообще, главное, чтобы человек был хороший. Что совсем не обидно, когда тебя невежливо выгоняют с экзамена - все предметы становятся интересными при ближайшем рассмотрении, и это твой шанс. Что на младших курсах лучше учиться, а на старших - по интересам и по мере необходимости. Что списывать: ну, да не мне учить вас списывать. И что, уж конечно, лучше никогда не делать то, что тебе неприятно, а либо этого не делать, либо менять свое отношение.

И что, как оказывается, диплом, учебный процесс и ваше состояние души (и тела) - абсолютно независимые компоненты многогранной личности. Можно стать ботанским отличником, превратившись за пять лет из восторженного абитуриента в вечно замученное существо с красным дипломом и своеобразно потраченной молодостью, а можно получить такой же диплом, проведя бурные годы студенчества, а можно и вылететь в первую сессию, не уделив должного внимания учебе, а можно найти свою любовь и увидеть воочию семимерное пространство, а можно найти интересную работу и чуть-чуть подзабивать на учебу, а еще можно - слово за вами. Можно все, но гораздо можнее двигаться в любом направлении становится при разумном и спокойном взгляде на вещи и используя уникальные возможности нашего факультета - ВМиК. Удачи!

Калмыков Павел, гр.415 (turtic@mail.ru)


(C) 2001-2003 CMC-MSU.RU